RU
Керамика

Керамика прекрасна

Керамика – одно из древнейших занятий человечества. Была ли она первым видом изобразительного искусства, или живопись древнее – пусть спорят историки и археологи. Во всяком случае древние культуры часто идентифицируют по типам керамики, то есть формам и узорам, доминирующим именно в керамических изделиях. Стало быть они отражают архетипы, находящиеся очень далеко в глубинах нашего подсознания.


Плюсы керамики – демократичность как вида искусства и одновременно – утилитарность. Большинство произведений могут быть использованы в жизни – вазы, блюда, горшки, чашки и множество других предметов из глины окружает нас. Существуют, правда, и чисто декоративные вещи – панно, керамическая скульптура, всеми любимые фигурки людей и животных, назначение которых – эстетическое удовольствие. Сочетание эстетики и практичности – уникальная черта искусства керамики, с которой может сравниться, пожалуй, только создание тканей.

Создание произведения из керамики можно назвать квинтэссенцией творчества – берется бесформенная глиняная масса и из нее рождается форма, которая часто еще и расписывается цветом. В отличие от живописи, происходящей на плоскости, и как правило моноцветной скульптуры, в керамике происходит соединение формы и цвета, которое создает уникальные возможности.


Способности к лепке есть у всех – недаром это одно из любимых занятий детей. Но с годами интерес к работе с пластичным материалом, увы, уступает место обычным делам-заботам, учебе, работе. Конечно, есть небольшая группа людей, которые работают с глиной всю жизнь на гончарных или фарфоровых производствах, либо в качестве художников-керамистов. Но я за то, чтобы как можно больше людей смогло попробовать себя в этом прекрасном жанре. Сделать это можно и дома и в студиях, которых становится все больше.


Есть, конечно, одно но. С «технологической» точки зрения создание изделий из керамики дело довольно сложное. Требуется оборудование – прежде всего печи для обжига. Но как показывает практика, все проблемы решаемы – было бы желание.

***


Занятие керамикой

Если к вам пришла мысль заняться керамикой, но Вы не знаете с чего начать, давайте поговорим об этом, но предельно упрощенно, чтобы сложными терминами и нюансами не наводить тень на плетень.

Итак, процесс создания предмета из керамики состоит из следующего.

Берете глину. Сразу возникает вопрос - где? Сейчас основной способ –купить в специализированном магазине или какой-нибудь мастерской или студии. В Москве глина, в зависимости от вида, стоит 30-60 рублей за килограмм. Можно накопать и природную глину, но потом с ней нужно провести довольно много манипуляций, чтобы превратить в сырье для художественной керамики – замочить, отстоять, перемешать и т.д.

На первых порах вдаваться в детали и типы глин не будем. Рассмотрим базовый вариант – простая керамическая глина или шамот – глина с добавлением мелких обожженных частиц.

Лепка может быть обычной, как из пластилина. Можно раскатать глину и использовать какую-нибудь форму (не забыв проложить что-нибудь, чтобы глина не прилипла). Изделие должно несколько дней подсохнуть, иначе его невозможно транспортировать, и трудно раскрасить. Традиционный образ - человек в фартуке, склонившийся над гончарным кругом. Работать на круге не так просто, как кажется. Придется попрактиковаться(аренда круга в студии стоит 100-150 руб.).

После сушки Ваше творенье будет хрупким и нежным, так что обращайтесь с ним аккуратно. К сожалению не исключено появление трещин и сколов – глина материал иногда капризный, к ней надо приноровиться.

Покраска бывает разных видов. Первый вариант - использовать так называемые ангобы. Фактически это жидкая глина с добавлением пигментов. Цвета ангобов обычно пастельные, их не так много. Ангоб можно наносить на подсохшее и даже на обожженное изделие, но лучше всего использовать его на еще влажной поверхности.

Для покраски можно использовать специальные подглазурные краски (underglaze). Они поярче ангобов и существуют в большом количестве цветов.

Следующая проблема, которую надо решить – обжиг. Температура обжига для обычной глины от 800 до 1200 градусов. При покупке глины лучше поинтересоваться оптимальной температурой у продавца.

Где найти печь для обжига керамики? Есть специальные мастерские, где принимаются соответствующие заказы. Аренда печи или отдельного места стоит от 600 (для вещей до 20 см) до 1500 (для предметов высотой до 60 см) рублей. Везти (или нести) изделия на обжиг надобно осторожно, чтобы не попортить.

Гораздо более простой вариант – начать занятия в какой-нибудь студии, или у мастера. В студиях обычно предоставляют и глину, и краски, есть печь и опытный преподаватель, который может все рассказать и показать. Стоимость одного занятия в студиях в Москве от 700 до 1500 руб., включает обжиг изделий, которые Вы сделаете в процессе занятий.

Но вернемся к процессу. После первого обжига вы получаете уже прочное керамическое изделие. Но оно пористое и будет впитывать воду. Для художественных целей можно его таким и оставить. Но если вы хотите сделать вещь, которая будет контактировать с водой (например вазу или посуду), то процесс надо продолжить.

Придется использовать глазурь. Она бывает бесцветной, однотонной самых различных цветов, а есть глазури с очень интересными цветовыми эффектами. Если вы покроете изделие глазурью, на выходе получите красивую блестящую поверхность (но есть и матовые глазури). Ваше произведение будет готово после второго обжига. Иногда, правда, количество обжигов нужно увеличить для получения желаемого цветового эффекта.

Все это выглядит довольно сложно. Но поверьте, результат оправдает все усилия. Самое интересное – что сочетание глины, краски или глазури и огня дает абсолютно непредсказуемые эффекты. Каждое Ваше произведение будет уникальным. А умение управлять эффектами придет с опытом.

***


ПРО КОНУСЫ ИЛИ ЧТО ТАКОЕ CONE 05

На западе для глин (а также красок и глазурей) часто указывается не температура, а т.н. номер пирометрического конуса (Pyrometric Cones). Это специальные конусы которые сделаны из материалов, деформирующихся определенным образом при поглощении «дозы» тепла. Проще говоря, их узкая верхняя часть наклоняется на определенный угол после некоторого времени воздействия высокой температуры. Изобрели эти штуки… конечно же немцы. Но сейчас ими активнее пользуются в Америке.

Шкала этих конусов непростая – от 022 ( 0 пред цифрами означает более низкую температуру ) до 18. Чтобы не утомлять читателя (подробности в виде таблицы соответствия температур и номеров конусов можно посмотреть в интернете) скажу просто – низкотемпературная глина (а также краски и глазури) это конусы 06-05, они условно соответствуют температуре от 1000 до 1060 градусов Цельсия, среднетемпературные –конусы 5-6 (от 1200 до 1255 градусов), конус 10 это 1305-1330 градусов. Имейте в виду, что далеко не все печки у нас дают больше 1100 градусов. Так что учитывайте это приобретая глину и глазури.